Преамбула, тк скть ...

Я признаю некоторую пользу, приносимую автомобилями, равно как и безусловный вред, приносимый мотоциклами, но сам никогда не пытался на них ездить, иначе как по необходимости и только в качестве пассажира. Зато транспортом с мускульным приводом я пользуюсь с раннего детства. Не могу точно назвать возраст, но на свой первый веломобиль я сел года в два-три. Веломобиль был не серийный, а "спецзаказ" - сделан моим отцом в единственном экземпляре. Я раскатывал на нем по саду моего деда, и стадиону маленького украинского городка, куда меня вывозили "на тренировки". В свое время (уже в Сибири) подобная машина появилась и у младшего брата, но это была другая, тоже уникальная конструкция.

мой брата

Моя таратайка

Таратайка младшего брата

Я уже не помню, за какие прегрешения, меня увезли с благословенной Украины в Восточную Сибирь, но первый двухколесный велосипед (фото, увы, не сохранилось) я получил уже там. У него были шины из литой резины, на которых я рассекал по маленькой избушке, так как получил его в январе, когда из-за снегов и морозов кататься на улице было нельзя. Благодаря тесноте техника вождения к лету была освоена в совершенстве. И я поражал своих приятелей как ей, так и непрокалываемыми шинами, не говоря уже о том, что это был единственный байк не "на вырост" на нашей улице. Не помню, как долго я на нем катался, но следующим был уже полноразмерный дорожник "Урал" элегантного черного цвета, полученный лет в 12-13. Его я эксплуатировал вплоть до окончания школы и отъезда на учебу в университет. Эксплуатировал в суровых условиях сельской улицы, коррид с телятами и свиньями, вело-конных гонок с цыганятами, лесовозных дорог, по которым приходилось добираться на рыбалку и утиную охоту, борьбы с хулиганами, посягающими на его целостность и мое право собственности и т.п.

Где-то в это же время отец забросил свои эксперименты с моторными средствами передвижения и полностью обратился к велосипедам. Была предпринята специальная экспедиция в Красноярск, в ходе которой куплен и привезен в наш леспромхоз на поезде "Спутник" Харьковского велозавода. Единственный в поселке (думаю, что и районе, а может и во всей сельской части края) он стал воплощением мечты: узкие 32 мм шины, изогнутый шоссейный руль, три передачи - хоть и тяжеловато приходилось на нем в весенне-осеннюю распутицу по грязи и в летнюю сушь по песку. Иногда отец давал мне на нем пофорсить. Народ поначалу обалдевал, когда я проезжал мимо, специально крутя педали в противоположную строну (эту фишку я просек быстро). Количество велосипедов в нашей семье стало стремительно расти: кроме "рабочих" у отца, брата и меня, стали появляться дополнительные для разных, порой довольно бесчеловечных, экспериментов.

Вот некоторые их результаты:

2 салюта кабина 1 кабина 2

Веломобиль из двух "Салютов", с сохраненной на каждом из них родной передачей (звезды, цепь, шатуны), с рамой из дюралевых трубок, с рулевой трапецией, с приводом от дополнительных педалей через трехскоростную трещотку ХВЗ на центральную ось, а от нее на шатуны "Салютов". Ездил, но тяжело, был демонтирован через пару месяцев.

Кабина для поездок в холодную и...или дождливую погоду на "Спутник", каркас - стальная проволока, тент - брезент, окна - оргстекло. Тепло в любой мороз. Довольно аэродинамичная конструкция, но бывали проблемы при боковом ветре, впрочем, нечастые в нашем таежном краю. И с излишне впечатлительными старушками и животными. В целом удачная модель, эксплуатировалась лет 10, до переезда в другие места.

В годы учебы в Томском университете я обходился без велосипеда, равно как и в первые несколько лет жизни в Бийске, куда попал по распределению. И только весной 1986 года, когда зарплата "молодого специалиста" достигла 130 рублей, мне удалось всю потратить ее разумно - на ХВЗшный "Турист". На том самом "Туристе" я вел довольно бурную жизнь: искал запчасти, постоянно ремонтировал, просто катался, ездил в огород за 40 км, возил по паре мешков картошки и т.д. Так продолжалось до 2002 года, когда моя велоориентация резко изменилась, но об этом уже в "амбуле" ...