Неправильный велопоход или "Даешь Бочкари!".

Это был очень неправильный велопоход. У него были неправильные цели (дегустация пива, которая разрушала светлый образ прогрессивной российской молодежи, тщательно пестуемый барнаульскими байкерами в среде наших младших братьев – китайцев), неправильные участники (из троих – двое уже обзавелись внучками, а тот который не обзавелся был еще старше этих дедов), неправильные сборы (все вплоть до поисков камер, покрышек и «штанов» делалось в ночь перед стартом), неправильный маршрут (по скучным степным районам южной части Бийско-Чумышской возвышенности) и даже ветер дул неправильный – все время в спину, хотя маршрут был кольцевой. А еще, как потом выяснилось, мы забыли дома флаг ...

Но все же он состоялся на «вторые майские» - 8-9 мая 2005 года.

Команде байкеров «v3+v2» удалось втянуть в это мероприятие Тренера – своего тренера по пауэрлифтингу и пинг-понгу из спортклуба, где и Витольдыч, и ваш покорный слуга проводят часть зимних вечеров, клуба, где, кроме «лифтёров», частенько собирается за рюмкой чая нескучная компания любителей велосипедов старше среднего возраста.

The map of route

И 8-го и 9-го мая на Алтае была ясная солнечная погода, но было весьма прохладно, потому что дул сильный и холодный северо-западный ветер, плавно, по мере продвижения группы по маршруту, переходящий в северо-восточный.

Этот поход проходил в узко органиченном секторе: «туда» - по Тогульскому тракту, «там» - переезд с Тогульского на Солтонский, «обратно» - немного по Солтонскому тракту, а большей частью непосредственно по-над Бией.

Вечером Тренер долго ныл, что мы с Витольдычем поставили его перед фактом выезда в Бочкари завтра утром и не дали времени ни на сборы, ни на психологическую подготовку. Хотя, завершая прогулку в Усятское неделю назад, мы перекинулись парой фраз о Бочкарях, которые он почему-то не воспринял всерьез. Пришлось, для того чтобы его утешить, мне сгонять домой за новым комплектом резины для его «Стартона» (у меня все равно без дела валяется), а Витольдычу в гараж за «штанами Александровича» - велорюкзаком одного бийского велотуриста 70-х годов, подаренным мне их бывшим хозяином, а мной переданным Витольдычу для прошлогоднего похода. Вечером я также сделал пару звонков еще парочке байкеров, но больше для очистки совести, так как предполагал, что они не смогут поехать.

Договорились встретиться утром в 9:45 во дворе у Витольдыча - Тренер живет недалеко, да и мне минут 10 ехать. Start Утром заехал за фотопленкой, попросил Витольдыча захватить масленку, так как забыл смазать цепь. Забыл и подкачаться – поставил новую резину, какой-то таиландский полуслик, продававшийся вместе с камерой, а она вроде бы немного приспустилась – пришлось заехать на шиномонтажку и вдуть туда 4,5 атм. Полуслик оказался неплох не только на асфальте и сухом грунте, но и на мокрых лесных тропках с травой и старыми листьями-хвоей. Около 10:15 мы стартовали – в туннель на переезде, направо на Витамин и к выезду их города по Тогульскому тракту. От дома до нулевой отметки тракта у меня всегда набегало около 12-ти километров практически по такому же маршруту (когда я ездил в ту сторону в огород, пока не почувствовал, что это слишком мешает свободному байкингу).

От начала развилки Солтонского и Тогульского трактов до поворота на Бочкари 50 км, дорога идет глобально вверх, а локально встречаются и спуски. Ветер был попутный чуть слева и, в первый день похода, еще не слишком холодный – поэтому ехалось превосходно 25-30 км/час (средняя по асфальту составила чуть больше 20 км/час). Омрачали эту безмятежную езду только раздумья и разговоры о том, как это Новосибирско-Кроасноярско-Томские пелетоны на ежегодном первомайском пробеге ухитряются проезжать 120-150 км/день со средней 25 км/час да еще и, если верить их словам (а не верить нет оснований) против ветра. Пусть по новому хорошему шоссе, пусть там почти все молодые лоси, а некоторые даже носороги . . . но ведь и мы еще могём внуков делать, да и трасса эта тоже иногда латается, и Тренер наш бывший велогонщик . . . непонятно. То есть, конечно, радостно за наших северных братьев, но понимаешь, что тебе-то пора уже и о душе подумать, а не носиться на байке как молодому.

У поворота с тракта видим большой щит со знакомым логотипом «Андреич», делаем фото под ним и, Povorot проехав километра полтора, сворачиваем в березняк для отдыха и перекуса. Отмечаем это дело, приняв грамм по 30 «Ворсина особого» и закусив последними пасхальными яйцами. Perekus Дальше 3 км подъема и, въехав на локальный максимум, видим на горизонте величественное сверкающее здание рядом с подъемным краном – это может быть только Завод, к которому мы стремимся. Осматривая окрестности обнаруживаем полевую дорожку срезающую изрядный крюк да и просто более приятную, чем гравийка, на которой стоим. После консультации с проезжающими автолюбителями убеждаемся – да, это Бочкари, и эта дорожка ведет туда.

Через 5 км мы на окраине селе и подъезжаем к заводу: на пути интригующая надпись на столбах у пустыря poligon – «Учебный полигон» и несколько сооружений, напоминающих «многоместные» виселицы – зловеще все как-то выглядит. vorota Вместо патриархальной деревенской пивоварни, где бородатые гномы варят пиво щедро сдабривая его заклинаниями мы попали к импозантному корпусу, обложенному белым сайдингом, снабженными со всех сторон надписями «Андреич» и «Бочкаревский пивоваренный завод», окруженному высоким забором с проходной, ведущей к нему асфальтовой дорожкой отличного качества. И мы поняли, что здесь нас никто не ждет . . . краника из стен и заборов ни одного не торчало. После бесед с аборигенами мы узнали, что пиво можно взять в баре, а также, что можно короче проехать на Шебалино вот по этой полевой дорожке если ни за что не сворачивать на развилках направо, а делать это только налево. Пришлось спускаться в деревню и искать бар, который по рассказам находится рядом с клубом. После недолгих поисков обнаружили здание напоминавшее разрушенную церковь, но снабженную красным флагом, и, предположив, что это клуб, увидели рядом с ним нечто за кованной оградой, выкрашенное в довольно ядовитый цвет. Из дверей этого «нечта» вышел некто в черном и запер за собой на ключ мощную железную дверь. И мы поняли что и здесь нас уже никто не ждет . . .

Это и в самом деле оказался бар, но в этот праздничный день он работал до двух, а мы приехали в половине третьего, проникшись нашим удрученным видодм бармен призанался, что у него есть в pivo заначке три зачем-то налитые «полторашки», которые он готов нам выдать. Тренер и Витольдыч пошли в бар разбираться с барменом, а я остался присматривать за байками и отвечать на вопросы местных пацанов – одного на «Ламе», другого на «Форварде». warnak Минут через 30, умывшись у колонки и набрав свежей воды во всю свободную тару (в этой степи чистой воды просто так не найти, приходится возить с собой), я заглянул в бар и увидел, что мои товарищи уже взяли 6 штук пива и пытаются отказаться от седьмой. Такое безобразие, я, как руководитель похода, немедленно пресек и распорядился брать как седьмую, так и все что еще нальют. Оказалось также, что кроме стандартного бочкаревского пива марки «Андреич», ребятам удалось раскрутить бармена еще и на два флакона новой марки – «Пражской крепости» (ее мы впервые отведали за неделю до этого во время покатушки в Усятское и эта проба подстегнула желание съездить в Бочкари). Дальнейшее развитие событий можно увидеть на фото. После чего мы вернулись к Заводу и поехали по «короткой» дорожке в Шебалино. В этот момент у меня на велокомпьютере было 80 км от дома.

На протяжении всего пути мы старались изо всех сил не сворачивать направо и в результате попали в деревеньку, где на трех немолодых мужчин «на великах» приперевшихся аж из Бийска, смотрели как на конченых идиотов: детей и женщин прятали за спины старух, объяснявших нам дорогу а мужиков вообще не было видно и слышно – их особенно берегли, наверное от дурного влияния. Удалось выснить, что попали мы в то самое Шадрино, которого так пытались избежать для сокращения пути, а также, что для того, чтобы выехать на дорогу в Верх-Бехтемир (тяготеющий уже к Солтонскому тракту – нашей дороге к дому) придется вернуться на 8-9 километров назад и у «маячка» свернуть налево и поехать вдоль лесопосадки. lezit Так мы и сделали. А в лесопосадке перекусили и подкрепились пивком. После посадки начался великолепный спуск в долину реки Бехтемир. Тут следует сказать, что после выезда из Бочкарей весь наш путь проходил по великолепно накатанным прямо по паханому алтайскому чернозему (а это зона той самой целины – первой, не казахстанской, а алтайской, с.Бочкари находится в Целинном районе) грунтовкам. trener Нам повезло, что не было дождя (иначе байки можно было бы только тащить юзом), что во время предыдущего дождя по этим грунтовкам не проходили тракторы (из нас вытрясло бы всю душу), что был почти все время сильный попутный ветер – но об этих грунтовках остались самые теплые воспоминания. Гладкость их была просто изумительной – на двух-трехкилометровых спусках удавалось лететь под 60 км/час, на тамошнем асфальте столько не получалось на примерно таких спусках. Однако эта гладкость (вкупе с малым собственным весом) сыграла злую шутку с sled Витольдычем. Я сам этого не видел, так как шел впереди, а он рассказывал: «я вижу, что ты оглядываешься на спуске, рефлекторно оглянулся сам и тут же убрался - хорошо что в мягкую пахоту». Я же оглянулся, когда на контруклоне сбросилась скорость и я оказался на самой вершине небольшого локального бугорка. Я и раньше не раз замечал, как мои 100 кг да еще с грузом впереди (от которого пришлось отказаться пересевши на МТБ – не придумал как возить) просто прижимают байк к самой корявой дороге, тогда так товарищей, которые килограммов на 30 легче, швыряет просто ужасно.

Верх-Бехтемир мы пролетели с ходу, в нем же начался асфальт и километров через пяток свернули с дороги и разбили лагерь у излучины реки Бехтемир. За первый день у меня набралось 110 км. Место приятное, с удобным подходом к воде для купания, обилием дров, клещей и т.п. Костерок горит, супчик варится, пиво студится в речушке . . . вот только водки оказалось мало – одна на всех «чекушка», которую мы слегка начали на повороте с Тогульского тракта на Бочкари. Да всю ночь в дереве гремела музыка на дискотеке, спалось хреново из-за этого. Утром, открыв глаза, сразу вижу стайку клещей ползающих изнутри по палатке. bivak Собираясь, довольно много стряхивали и со спальников, и с палаток, а у Тренера и с одежды. Но впившихся ни у кого не обнаружили. После завтрака неспешно выходим на дорогу - садиться на велосипеды и лезть в начинающуюся через полкилометра гору никому не хочется. У подножия этой горы безмятежное озерцо, точнее пруд. ozero Его вид просто завораживает: легкие волны от ветерка, сухие прошлогодние камыши между ним и дорогой и березовая роща, покрывающаяся молодой зеленью, чуть в отдалении. Но делать нечего – надо ехать. Утешает только то, что сегодня абсолютно некуда торопиться. До дома по трассе всего километров 50, а еще утро. Поэтому решаем выехать на тракт, с него спуститься в Бие и не спеша поехать вдоль реки по лесным и полевым дорожкам. Ветер за ночь повернул и снова попутный, но стал гораздо холоднее – пришлось надевать штаны и ветровку.

Так и сделали – в Шебалино остановились только чтобы набрать водички, доехали до Солтонского тракта, проехавши километров пять, спустились в с.Стан-Бехтемир, Витольдыч завез нас к своему приятелю, у которого проконсультировались о проезде к «Серебрянному ключу» - источнику с вкуснейшей водой и какой-то там целебной глиной (на воде этого источника функционирует санаторий «Рассветы над Бией»). Дорога до санатория – пять километров по сосновому бору, просто благоухающему в этот, хоть и не жаркий, но солнечный денек. Проехав через территорию санатория по песчаной дорожке начинаем крутить петли вокруг озерцов и болот, потом поднимаемся на первую речную террасу и доезжаем до ключика, где умываемся и заливаемся свежайшей водичкой. biya Ключик течет тремя струями из-под обрыва, прямо из мощного глиняного пласта, куда воткнуты желобы из какого-то металла. Спуск к нему выполнен довольно мило и аккуратно из бревешек, огорожен плетнем, но вокруг изрядно намусорено – в Горном Алтае источники в людных местах поддерживаются в большем порядке, а в безлюдных и мусорить некому - пришлось немного прибрать. Отъехав немного от публики, «отдыхавшей» около ключика, располагаемся и мы для отдыха и перекуса на высоком яру с видом на затопленные старицы прямо под нами и на красивейшую излучину Бии чуть дальше, что чуть выше с.Малоенисейское на противоположном берегу. Тут же делаем последний снимок на заканчивающейся пленке.

Понежившись на солнышке, выезжаем на последний перегон до города. Проезжаем насквозь с.Енисейское и в том же стиле, вдоль всех изгибов реки, едем до Малоугренево, откуда поднимаемся к мосту на обводной дороге. Пересекаем реку, едем вместе последние 5 км до Чуйского тракта (перед выездом на него достаем последнюю, специально оставленную на финиш, полторашку «Пражской крепости» - тряска в течение суток на байке пошла ей явно не во вред) и 2 км до городского моста. Здесь расстаемся: Тренеру и Витольдычу через мост центр города, а мне еще 8 км до понтонного моста, после которого 1,5 км до дома. За второй день я накатал 80 км.

Главным (и неожиданным) результатом похода в Бочкари для меня лично оказалось снижение потребления пива. Повсеместно распространенное в городе барнаульское (торговцы которым безжалостно борются с проникновением на рынок другого), даже лучшее – «из речпорта», не выдерживает сравнения с Бочкаревским выпитым непосредственно «у источника».

Варнак

PS: А это забытый дома флаг похода: phlag